Доклад Президента Союза строителей Иркутской области на отчетном собрании 18 октября 2012 г.

На отчетно-выборном собрании, которое состоялось 9 июня 2011 года, было принято решение:

«Вновь избранному Президиуму Союза строителей Иркутской области считать основными задачами в своей работе – реализацию совместно с Правительством Иркутской области областной долгосрочной целевой программы «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы» через подпрограммы:

  • «Развитие комплексного малоэтажного жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы»;
  • «Территориальное планирование муниципальных образований Иркутской области на 2011-2012 годы»;
  • «Развитие промышленности строительных материалов и стройиндустрии в Иркутской области на 2011-2015 годы»;
  • «Кадровое обеспечение задач строительства Иркутской области на 2011-2015 годы».

Добиться кардинального изменения развития строительной отрасли в Иркутской области».

В соответствии с принятым решением Президиум Союза строителей стремился выстраивать системные отношения с органами власти и управления, чтобы наш бизнес мог успешно и динамично развиваться.

Основой работы Президиума стала реализация долгосрочной целевой программы «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы» (далее – программа «Стимул»). Мы принимали активное участие в её разработке, для того, чтобы четко понимать, по какому пути мы пойдем, что бы мы хотели видеть в этой программе.

Достаточно сложно было написать и согласовать программу, еще сложнее её выполнять. Не совсем она удается в исполнительной части.

Причины: первое – до сих пор программа не откорректирована даже в номенклатурном составе. Меняются лица, ответственные за исполнение этой программы. Новые люди в составе рабочей группы, которая, кстати, собиралась только в первое время.

… Много за год сделано, но неизмеримо больше не сделано или сделано частично.

Чтобы перейти от хаотичной работы к системной, необходимо было создать инструмент для планомерной, постоянно действующей работы. Это Градостроительные Советы на высокопрофессиональной основе, с программой рассмотрения основных направлений и вопросов работы строительного комплекса совместно с органами власти области и городов.

В области первое заседание обновленного Совета состоялось 2 июня 2011 г., и до сих пор больше Градсовет не работал. По положению – не реже, чем 1 раз в 2 месяца.

В областном центре создание Градсовета длилось 2,5 года. По положению – не реже одного раза в месяц. Фактически за 6 месяцев заседания проведены 2 раза.

Создаётся впечатление, что эти инструменты являются обузой для властей. Очевидно, больше подходит бессистемная текущая работа. При таком отношении «текучка» может основательно разрушить строительный комплекс области и городов.

За вторую половину 2011 г. и в течение 2012 г. на заседаниях Градсовета области ни разу не рассматривалось исполнение долгосрочной целевой программы «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы» в целом и её разделов.

А это:

1. Строительство жилья, объектов соцкультбыта и инженерной инфраструктуры на 2011-2015 гг.

2. В том числе, главный вопрос – выделение земельных участков.

Работники министерства имущественных отношений, несмотря на острые обращения строителей, «убаюкивали» руководство области – с землей всё в порядке. В результате за 2 года не выделено ни одного участка для комплексной застройки.

Постоянными фиктивными заверениями объемы строительства жилья и других объектов не увеличиваются. Жизнь уже отозвалась негативно. В 2012 г. на 20% к запланированному может сократиться объем ввода жилья, а в 2013 г. – еще на 30%. Крупные застройщики резко сокращают объемы, а более мелкие совсем исчезают с рынка. Часть строительных организаций в поисках работы уходит в другие регионы.

3. Совсем не организована работа по подготовке и переподготовке кадров.

4. Это же можно говорить и по другим разделам программы.

И далее: что привело к такому состоянию строительную отрасль?

- слишком частая смена руководителей нашего профиля;

- не организована работа по планированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов в муниципальных образованиях;

Крупные подряды область с удовольствием отдаёт другим регионам, в отличие от других областей - там такого никогда не допускают, тем самым способствуют сохранению и укреплению своих организаций.

Выход: необходимо экстренно и подробно разобраться с проблемами в строительном комплексе и организовать жесткую системную работу органов власти и строительного комплекса.

Тем не менее, Президиум Союза постоянно уделял внимание таким «болевым» точкам, как развитие застроенных территорий, выделение земли под комплексное жилищное строительство. Это блок вопросов, который постоянно был в работе. Что-то удалось, что-то не удалось.

Удалось то, что в жилищном строительстве региона наметился небольшой подъем. За 2011 год область полностью выполнила план по вводу жилья: построено и введено в эксплуатацию 751,3 тысячи квадратных метров жилья, что на 19,6 % выше показателей 2010 года.

Другой положительный момент - состоялся первый аукцион по застроенным территориям. Это, безусловно, заслуга не столько администрации. Именно бизнес первым пробивает дорогу. Администрация это поняла, активно включилась в работу, и получился результат. Нужно, чтоб он получил дальнейшее развитие.

Комплексное развитие застроенных территорий и впредь останется в центре внимания нашего Союза. Чтобы изменить облик города, у нас должно быть не 43 участка под комплексную застройку, а гораздо больше. И надо говорить о расширении границ г. Иркутска, о территориях Иркутского района. Одно из самых перспективных - направление между Иркутском и Ангарском. Речь идет о комплексной застройке – проекте «Малая Еланка». Он первый, его надо поддерживать, и, наконец, подступаться к нему. Эта стройка даст толчок к развитию агломерации, о которой сейчас вновь активно заговорили.

Выделение земли под комплексное жилищное строительство. В конце 2011 года Федеральный фонд РЖС провел аукционы по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных вблизи населенных пунктов Патроны, Новолисиха, Пивовариха, Бурдаковка. Победителем торгов стало ЗАО «СибирьЭнергоТрейд». В этом направлении фонд РЖС и Правительство Иркутской области намерено работать и дальше, что дает надежду строительному бизнесу, особенно инвестиционно-строительным компаниям. И эта деятельность будет активно поддерживаться Союзом строителей.

Следующий основной вопрос – развитие инженерной инфраструктуры. По этому направлению программа «Стимул» не срабатывает, хотя в ней предусмотрены на эти цели приличные льготы. Но на сегодняшний день нет ни одного проекта, который можно было бы подвести под программу «Стимул». Допустим, коммунальная служба представила проект, по которому предприятие ЖКХ инвестирует какие-то средства в развитие инженерной инфраструктуры. Этот проект проходит оценку, и, в соответствии с программой «Стимул», предприятию возмещается часть затрат на уплату процентов по кредитам.

К сожалению, повторяю, ни одного проекта нет. Строительный бизнес в этом смысле проявляет неоправданную пассивность. И отсутствует понимание того, что участие коммунальных предприятий в программе «Стимул» задействовало бы и строительный комплекс.

Еще одно направление – развитие стройиндустрии, производство строительных материалов. Это, можно сказать, единственное направление, по которому началась работа в программе «Стимул».Были отобраны проекты, на реализацию которых предприятия, согласно условиям программы, получили реальную финансовую поддержку. На 2012 г. из федерального бюджета было выделено 27,8 млн рублей и из областного бюджета - 12,3 млн рублей на субсидирование процентной ставки предприятиям строительной индустрии области. Здесь нельзя умалять заслуги регионального министерства строительства и того бизнеса, который принял для себя верное решение и попал в эту программу. Это образец того, как нужно работать.

Одна из подпрограмм ДЦП «Стимул» - «Кадровое обеспечение задач строительства Иркутской области на 2011-2015 годы». На сегодняшний день она по значимости выходит на первое место, учитывая сложности с рабочей силой со стороны и те объемы, которые предстоит сделать по программе: в 2015 году намечено ввести 1млн 300 тыс. кв. метров жилья.

Здесь, безусловно, встает вопрос подготовки кадров, рабочей смены. Об этом мы говорим много, но нет практических действий, комплексного подхода, основанного на принципах государственно-частного партнерства (власть-бизнес). Пока что работает связка бизнес-бизнес (пример: сотрудничество ОАО «Новый город» и колледжа строительства и предпринимательства). Никакой роли государственной власти здесь не просматривается. Хотя тот же «Новый город» мог бы как-то стимулироваться. Например, выделили бы ему земельный участок, где бы он построил общежитие для малосемейных, тех же строителей. Происходило бы закрепление молодых кадров. Для этих целей предприятие могло бы воспользоваться ипотечным кредитованием, если нет собственных средств. Пока, к сожалению, партнерства в части кадровой политики между властью и бизнесом нам установить не удалось.

Все названные выше направления программы «Стимул» не только постоянно рассматривались на заседаниях президиума Союза строителей, но и легли в основу деятельности секций.

Наиболее активно работали секции: «Градостроительство», «Ипотека», «Строительные материалы», «Подготовка кадров», «Энергосбережение», «Сейсмобезопасность» и новая секция «СРО».

Совсем не работали такие секции, как «Реконструкция и реставрация», «Механизация и автоматизация». В связи со сменой руководителя слабо работала секция «Проектирование». Хотя это секция очень важная, и сейчас должна стать первостепенной, особенно в связи с входом России в ВТО. Секцию «Механизации и автоматизации», может, стоит вообще убрать. Что касается секции «Реконструкция и реставрация»… Есть ряд программ по капремонту, где предусмотрены немалые средства, но мы их упускаем, не входим в эти программы. Например, есть программа по модернизации здравоохранения, там заложено 1,5 млрд рублей на два года, в основном, на инженерно-строительные работы. Этим можно и нужно реально заниматься.

Очень важный вопрос, на который ушло много времени работы президиума - 223-й Федеральный закон, по которому мы вышли с обращением во все инстанции. Уже в этом году по 223-ФЗ проводился отбор ряда организаций: ВКХ, энергетики и т.д. Может это не наша заслуга, но именно Союз строителей первым начал этот вопрос поднимать. Хотя это нужно было сделать раньше, потому что очевидны отрицательные последствия 94-го закона для строительного бизнеса. Но с нового, 2013, года 223-ФЗ должен заработать в полную силу.

О работе исполнительной дирекции Союза

Основными направлениями деятельности исполнительной дирекции Союза строителей и впредь будут:

- организация работы президиума и секций;

- представление работников и коллективов членских организаций к награждению отраслевыми и правительственными наградами;

- увеличение числа членов Союза;

- информационное обеспечение деятельности Союза.

За отчетный период звание «Почетный строитель России» присвоено 26 строителям. Почетной грамотой Минрегионразвития награждено 80 человек. Почетным знаком Российского Союза строителей «Строительная слава» награждено 2 организации, 43 строителя. Орденом «За заслуги в строительстве» награждено 3 человека, Почетными грамотами Российского Союза строителей – 66человек, Союза строителей Иркутской области – 170 человек.

На 1 октября 2012 г. в Союз входит 81 организация, в том числе:
за год вступила 21 организация.

Работа по численному росту Союза ведется постоянно.

К сожалению, за невыполнение Устава мы были вынуждены исключить из наших рядов 16 организаций. На сегодняшний день должниками по уплате членских взносов за первое полугодие 2012 года являются следующие организации:

- ООО «Сельстрой» (руководитель Маркарян Габриел Гукасович);

- ООО «Успех-Вент» (Горбовской Сергей Евгеньевич);

- ООО «Востоктяжстрой» (Саловаров Владимир Николаевич);

- ООО «ТимСпан» (Бельков Сергей Жанович).

На сегодняшний день 23 организации не перечислили членские взносы за второе полугодие текущего года.

В течение отчетного периода исполнительная дирекция уделяла большое внимание совершенствованию системы информационного обеспечения деятельности Союза.

Для организации эффективного взаимодействия со средствами массовой информации было заключено Соглашение о сотрудничестве на безвозмездной основе с редакциями 11 изданий. Это газеты: «Восточно-Сибирская правда», «Областная», «Аргументы и Факты», «Коммерсант», «Байкальские вести», «Иркутская торговая газета» («Строительный вестник Приангарья» информационного агентства «Телеинформ»), «СМ Номер один»; журналы: «Строим вместе», «Градостроитель», «Правила строительства», «Строительный вестник Байкальского региона».

Цель соглашения со СМИ - более полное информирование населения о развитии, достижениях и проблемах строительной отрасли, о работе регионального Союза строителей.

В средствах массовой информации с июня 2011 года по настоящее время опубликовано 337 материалов, в том числе:

  • в электронных СМИ (сайты информагентств, интернет-издания, телевидение) – 212;
  • в печатных СМИ – 125.

В условиях коммерциализации СМИ, особенно телевидения, Союз строителей изыскивает возможность выходов в телевизионный эфир. Так, 30 июня 2012 года вышла передача «Строить – значит жить», подготовленная государственной телерадиокомпанией «Иркутск».

13 августа 2012 года в эфире телекомпании «АИСТ» стартовал цикл передач по проблемам строительного комплекса, в рамках программы «Фактор здравого смысла». В первых выпусках приняли участие генеральный директор Исполнительной дирекции Союза строителей Иркутской области Сергей Савельевич Вахонин (тема: развитие инженерной инфраструктуры и связанные с ней проблемы) и президент Союза строителей Юрий Александрович Шкуропат (тема: состояние строительного комплекса и пути развития). Всего запланировано 12 телепередач, участниками которых станут руководитель службы архитектуры – главный архитектор Иркутской области Екатерина Васильевна Протасова, представители организаций-членов Союза строителей. В конце октября на телевидении будет обсуждаться особо важная тема – кадры для строительной отрасли.

В июле 2011 г. был обновлен официальный сайт Союза строителей Иркутской области в сети Интернет. Постоянно ведётся работа по информационному наполнению сайта, что сказывается на увеличении числа пользователей. За прошедший период количество просмотров составило около 15 тыс. В разных разделах сайта опубликовано 115 материалов: новости строительного сектора и Союза строителей Иркутской области, изменения в законодательстве, статьи в СМИ, объявления.

В целях популяризации долгосрочной целевой программы «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы» на сайте была размещена сама Программа и опубликованы отзывы-комментарии о её значимости членов Союза строителей, руководителей муниципальных образований и других заинтересованных лиц.

Задачи и планы на будущее

Основную задачу можно сформулировать так: Союз строителей должен стать для руководителей и менеджеров строительных компаний, компаний стройиндустрии, вообще всех компаний, имеющих отношение к строительному бизнесу, не столько лоббистским инструментом в конкретных вопросах, сколько информационной средой для строительного сообщества. Где бы люди знали и понимали, что надо делать и как.

Так, мы почти пропустили приборы учета. Тут, как уже говорилось, в первую очередь, не сработала секция проектирования. Если бы всё было заложено в проекте, не было бы такого ажиотажа, который развился в последний момент.

Мы будем продолжать работу по реализации долгосрочной целевой программы «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы». Более того, наша задача – объединить многие программы, касающиеся строительной сферы. Это программы модернизации здравоохранения, коммунального хозяйства, программа энергосбережения и другие целевые программы. Мы планируем всё это сконцентрировать, работать по всем направлениям и привлечь свежие силы со стороны бизнеса, способные действовать напористо и эффективно.

Работы впереди очень много. Союз строителей аккумулирует множество точек зрения членских организаций по той или иной проблеме регионального стройкомплекса и формирует единый подход к её решению. После этого происходит донесение информации до регулирующих органов.

Мы обязаны добиться активной, слаженной, партнерской системной работы с органами власти всех уровней. Тогда всё получится.